Со стороны мужская ревность часто кажется нам неотъемлемой частью большой и чистой любви. Но это только со стороны. Во что она может перерасти и как с ней бороться, рассказывает Сабина САФАРОВА.
Так случилось, что история моей подруги Лели и ее теперь уже бывшего возлюбленного Филиппа разворачивалась на моих глазах. Было это страшно давно, во времена нашей юности. В тот драматический период вечерами по телефону подруга излагала мне все подробности своей захватывающей love story. Я быстро поняла, что ревность главного героя ее романа способна по накалу состязаться с чувствами известного венецианского мавра, Шекспиром увековеченного.
Довольно скоро пара приняла решение объединиться под одной крышей. Хорошо помню, как мы с Лелей отмечали это радостное событие. Правда, наш маленький пир нарушал беспрестанно дребезжащий телефон, и нетерпеливый амант якобы в шутку допытывался у своей возлюбленной, действительно ли она находится в компании автора этих строк. И не распивает ли, случаем, плоды виноградарей с кем-то другим? «А если ты прав?» — самонадеянно предположила Леля. «Задушу обоих!» — лаконично ответствовали на другом конце провода. Подруга моя ликовала: какой невероятной, сногсшибательной «вамп», разбивательницей сердец находит ее герой. Надо признаться, обе мы в глубине души понимали, что такой образ, мягко говоря, не слишком подходил моей подруге.
А все же приятно, когда кто-то видит тебя в такой неожиданной, а в пору юности — еще и определенно лестной роли.
"Если бы не диплом и не довольно резвое продвижение по карьерной лестнице, я бы заподозрила его в слабоумии!"
Однако постепенно щекочущая чувства игра в Отелло — Дездемону превратилась в мрачноватый сценарий каждодневной жизни. «Если бы не дипломы и не довольно резвое продвижение по карьерной лестнице, я бы заподозрила его в слабоумии», — призналась однажды моя вконец расстроенная подруга. Я в ответ могла лишь недоуменно разводить руками да сочувственно кивать. Ведь тогда я не собирала материал для этой статьи и не читала еще американского психотерапевта Дэвида Лестера, утверждающего, что феномен ревности похож на расстройство из круга навязчивых идей. А для них как раз и характерно полное исчезновение параноидальных симптомов во всех иных жизненных ситуациях. То есть в общении с коллегами, родственниками и друзьями ревнивцы часто весьма критичны к себе, не обделены чувством юмора, вполне милы и добродушны. История же Лели и Филиппа закончилась довольно скоро: терпение моей подруги лопнуло — и милый друг навсегда был выставлен из ее жизни. Как выясняется, тысячам женщин, не столь решительных, повезло куда меньше. Листая хронику печальных происшествий (чего я вам делать категорически не рекомендую — просто поверьте на слово), я вспомнила эту давнюю эпопею с якобы страстно влюбленным ревнивцем. Статистика неумолима — на почве мужской ревности разбиваются не только сердца: в России, например, по этой причине ежегодно совершается до 1500 уголовных преступлений.
«Испокон веков принято считать, что подобные семейные трагедии — удел преимущественно так называемых неблагополучных семей, — говорит психотерапевт и сексолог, много лет занимающийся проблемой ревности, профессор Александр Полеев. — Все было принято списывать на распоясавшихся алкоголиков, а то и вовсе душевнобольных людей. Однако исследования последних лет показывают: таких ревнивцев лишь четверть от общего числа». Во всех остальных случаях ими оказываются самые обычные люди: любящие, заботливые отцы и незаменимые профи на работе. То есть во всем прочем — буквально «иконы» социального поведения. И с этого, по словам моего собеседника, лишь начинаются загадки ревности. В этой области, по честному признанию исследователей, до сих пор больше вопросов, чем ответов.
«Признаюсь, хоть это было и трудно, но я к его ревности отнеслась как к болезни, которую надо лечить, — говорит Марина. — И хотя мы справились с ней, у нас сохранился маленький секрет, который мы часто используем и в других непростых ситуациях. Раньше при вспышках ревности муж по совету психолога начинал крепко сжимать и разжимать ладонь. Это был своеобразный сигнал тела разуму. Знак того, что время прислушаться к себе, вспомнить все те советы, которые он получил в группе. Теперь мы этот способ применяем в нашей повседневной семейной жизни, когда какие-то споры и неурядицы накаляют обстановку. Простой знак помогает немедленно вспомнить, что мы все-таки друзья, а не враги».
|